Хадисы о подчинении рабу-эфиопу и о том, что имамы из курайш

Ответить
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1639
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09
Контактная информация:

Хадисы о подчинении рабу-эфиопу и о том, что имамы из курайш

Сообщение Aleesh » 28 мар 2016, 14:32

О совмещении и понимании хадисов: "слушайтесь и повинуйтесь, даже если над вами будет поставлен эфиопский раб" и "имамы (т.е. главы государства) должны быть из числа курайшитов".
Из книги "Низам аль-хукм филь-Ислям" шейха Абдульали ибн Ахмад Утва, бывшего ранее заведующим кафедры "Шариатская политика" в Высшем институте судебного дела в Рияде:

"Привели в довод хариджиты и большинство му'тазилитов на то, что курайшитство не является условием, следующее:
- то, что передал аль-Бухари, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "... даже если над вами будет поставлен эфиопский раб, с головой как изюмина".
- То, что передал Муслим, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Даже если будет поставлен над вами раб, который будет править вами по Книге Аллаха, то слушайтесь его и повинуйтесь ему".
- Так же то, что передал Муслим от Абу Зарра, который сказал: "Мой любимый завещал мне слушаться и повиноваться, даже если это будет раб с отрубленными конечностями". Доказательная сторона (согласно тем, кто придерживается этого мнения) этих хадисов заключается в том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, повелел слушаться и подчиняться рабу, а послушание и подчинение ему проистекает из действительности его назначения, и раб - в особенности эфиопский - не является курайшитом, и это указывает на то, что курайшитство не является условием для имама.

Те, кто ставит курайшитство условием, ответили на это следующим:
- эти хадисы из раздела предположительных примеров, которые приводят в виде преувеличения чтобы указать на то, насколько важно и нужно слушаться и подчиняться;
- и возможно, что под рабом здесь подразумевается тот, кого назначили на управленческий пост в некоей узкой сфере, как, например, руководство армией или управление неким районом страны;
- или в них подразумевается свободный человек, который был рабом, а затем был освобожден, и осталось за ним название раб, исходя из того, каким он был ранее.
К таким объяснениям вынуждает то обстоятельство, что устоялось единогласное мнение (иджма) относительно того, что главный имам не может быть рабом". с. 102-103.

"Условие курайшитства не является непременным условием, которое необходимо соблюдать во всех ситуациях и положениях. У него есть следующие ограничения:
- чтобы он держался за книгу Аллаха и сунну Его пророка. Если не будет это воплощено ни в одном из курайшитов, то имамство переходит к некурайшитам. Сказал об этом посланник, мир ему и благословение Аллаха: "Это дело должно быть у курайшитов, пока они повинуются Аллаху и держатся прямоты в этом". Так же его в соответствии с его словами: "Имамы - из курайш, пока они придерживаются справедливости в суде/правлении".
- Пригодность и способность заниматься выполнением задач и обязанностей этой должности. И если не будет среди курайшитов пригодного и способного выполнять задачи, связанные с должностью руководителя (имама), то обязательным будет назначить не курайшита. Потому что цель в назначении имама - это приведение в исполнение (им) обязанностей, которые сводятся к охране религии и политическому руководству в мирских делах наилучшим образом. А при назначении неспособного курайшита эта цель не будет достигнута, и не разрешено его назначать, а обязательным будет назначить того, кто годится для этого, не из числа курайшитов.
- Победа некурайшита над исламской общиной и захват им этой должности при неспособности общины снять его (с этой должности) кроме как с большой смутой. Это - исключение, потому что ситуация характеризуется вынужденностью.
- Отсутствие курайшитов, потому что условием обязанности является возможность исполнения, а в таком положении предоставить это дело кому-либо из курайшитов невозможно, поскольку прекратилось их существование.
Из того, что было рассмотрено, нам становится ясно, что условие курайшитства является условием предпочтения, а не условием необходимости". с. 104-105.



Ответить

Вернуться в «Узнать о понимании хадиса»