"...Не иначе как этот человек подобен прорицателям."

Сообщение »

Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Да прибавит Всевышний Аллах вам полезных знаний,праведных деяний и благого достатка. Поистине Он Податель Надела.
Скажите пожалуйста, как понимать правильно данный хадис :

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что в своё время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес решение по делу двух подравшихся между собой женщин из племени хузайль, одна из которых бросила в другую камень. Этот камень попал ей в живот и убил её ребёнка, которым она была беременна, после чего они обратились за решением своей тяжбы к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он решил, что выкуп (дия) за убитого должен послужить раб или рабыня. Тогда опекун оштрафованной женщины сказал: «О посланник Аллаха, почему я должен платить штраф за того, кто не ел, не пил, не говорил и даже не кричал при рождении? Такое решение недействительно!» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не иначе как этот человек подобен прорицателям!»
_______
аль-Бухари, 5758; Муслим, 1681.

P.s. Что означают слова: не иначе как этот человек подобен прорицателям?
Umm Ubaydullah
 
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 03 ноя 2013, 12:35

Re: "...Не иначе как этот человек подобен прорицателям."

Сообщение »

Уа аляйкум салям уа рахматуллах уа баракатух

Дело в том, что эти слова:
كَيْفَ أَغْرَمُ مَنْ لَا شَرِبَ وَلَا أَكَلَ، وَلَا نَطَقَ وَلَا اسْتَهَلَّ، فَمِثْلُ ذَلِكَ يُطَلُّ،
"почему я должен платить штраф за того, кто не ел, не пил, не говорил и даже не кричал при рождении? Такое решение недействительно!"
этот человек сказал в стихотворной форме. Т.е. его слова были чем-то похожи на заклинания прорицателей.
الله أعلم
Rinat Abu Muhammad
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 16:47

Re: "...Не иначе как этот человек подобен прорицателям."

Сообщение »

ДжазакаЛлаху хайран уважаемый брат.
Этот хадис приводится в книге "ЯСНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ МАНХАДЖА САЛЯФОВ В ВОПРОСЕ ВОСПИТАНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ "
И вслед за этим хадисом там приводятся слова, цитирую :


Ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Те, которые возражают откровениям, представлены пятью группами:
— Первая группа противопоставляет откровениям свой разум, ставя свой разум выше, чем откровение. Они говорят людям, придерживающимся откровения: «У нас есть разум, а у вас — то, что передано».
— Вторая группа противопоставляет откровениям свои мнения и аналогии. Они говорят приверженцам хадиса: «У вас есть хадисы, а у нас — мнения и аналогии».
— Третья группа противопоставляет откровениям свои постулаты и наклонности (предпочтения). Они говорят: «У вас есть шари‘ат, а у нас — реальность».
— Четвертая группа противопоставляет откровениям политику. Они говорят: «Вы — люди шари‘ата, а мы — люди политики».
— Пятая группа противопоставляет откровениям свои несостоятельные трактовки (тауиль). Они говорят: «Вы — люди очевидного смысла, а мы — люди тайного смысла».
___________
Почему я это пишу, потому что мне стало непонятным, ведь стихотворения в Исламе не запрещаются. И у меня есть некоторое понимание этого хадиса, и я боялась, что оно может быть ошибочным, поэтому спросила у знающих братьев.

Может ли быть такое, что колдуны входят в одну из упомянутых групп, говорят не на основании откровения, поэтому пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что он подобен прорицателям, ведь он также не следовал откровениям, а следовал своему мнению.

Прошу разъясните, если я ошибаюсь.
Umm Ubaydullah
 
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 03 ноя 2013, 12:35

Re: "...Не иначе как этот человек подобен прорицателям."

Сообщение »

Говорит шейх ибн 'Усаймин, да помилует его Аллах:
«Рифмованная проза, сказанная естественно, без излишнего усилия, затруднения в речи, является похвальной. Так как она приукрашивает речь и привлекает слух.
Но если рифмованная проза произносится с трудом, то нет сомнений, что она становится порицаемой.
В рифмованной прозе, сказанной с усилием, присутствует неясность смысла, т.к. говорящий пытается выбрать подходящие слова, однако с затруднением.
А если посредством рифмованной прозы подразумевается ложный смысл, то тут всё ясно - будь проза рифмованной или не рифмованной, она является порицаемой, без каких-либо сомнений.
Что касается слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

قضـاءُ اللهِ أحَقُّ، وَشَـرْطُ اللهِ أوْثَقُ، وَإنَّما الوَلاءُ لِمَنْ أعْتَـقَ


«Решение Аллаха больше достойно того, чтобы следовать ему; условие Аллаха является наиболее надёжным; право покровительства принадлежит лишь тому, кто освободил (раба)»., то эти слова являются рифмованной прозой, без сомнений, однако они похвальны, т.к. они сказаны без лишнего усилия, они сказаны естественно, поэтому они не считаются порицаемыми.
В начале некоторых проповедей учёных, да помилует их Аллах, также можно встретить много рифмованных предложений.
Если посредством рифмованной прозы подразумевается ложная мысль, то нет сомнений, что это порицается. Например, слова Хамля ибн ан-Набигъи посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он вынес решение о том, что следует дать выкуп и гъурра, по делу двух подравшихся между собой женщин: «О посланник Аллаха, почему я должен платить штраф за того, кто не пил, не ел, не говорил и даже не кричал при рождении? Такое решение недействительно!». Это рифмованная проза, поэтому он сказал: «Кто не пил, не ел», и не сказал: «Кто не ел, не пил», тогда, как известно, обычно, еда стоит перед питьём. На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не иначе, как этот человек подобен прорицателям, по причине его рифмованной прозы, которую он срифмовал». Т.е. по причине его рифмованной речи, т.к. прорицатель говорит рифмованной речью, чтобы разукрасить свою речь, и чтобы она была более привлекательней для слуха.
Итог:
1- Рифмованная проза, при произнесении которой человек делает над собой усилие – порицаемая.
2- Рифмованная проза, посредством которой подразумевается аннулирование истины – порицаемая.
Однако, в первом случае она порицаема по причине ее образа, а во втором случае - по причине ее содержания.
3 – Рифмованная проза, которая не аннулирует истину, и не произносится при помощи чрезмерного усилия–похвальная, т.к. без сомнений, она красит речь». См. «Дурус аль-Балягъа» (175).

Говорит имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, относительно слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не иначе как этот человек подобен прорицателям, по причине его рифмованной прозы, которую он срифмовал»:
«Учёные сказали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высказал порицание за его рифмованную речь с двух сторон:
1. Так как этим самым (тот человек) возразил решению шари’ата и пожелал аннулировать его;
2. Он утруждал себя, произнося эту речь.
И обе стороны этой рифмованной прозы являются порицаемыми»
См. «Шарх сахих Муслим» (12/327)
Аватар пользователя
abu__maryam
 
Сообщений: 406
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 22:06

Re: "...Не иначе как этот человек подобен прорицателям."

Сообщение »

ДжазакаЛлаху хайран. Ответ полностью удовлетворил
Umm Ubaydullah
 
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 03 ноя 2013, 12:35

Re: "...Не иначе как этот человек подобен прорицателям."

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Для пользы хотелось привести слова шейха Солиха али-ш-Шейха, да сохранит его Аллах:

«Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн Умара, который рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в красноречии есть колдовство». Передали аль-Бухари, 5146 и Муслим, 869.
Это значит, что красноречие тоже может быть видом колдовства. Под красноречием здесь подразумевается умение излагать мысли ясными и красивыми словами, которые поражают и очаровывают слух и сердца. Иногда посредством этого можно представить истину ложью, а ложь – истиной. Люди начинают думать, что всё, что говорит этот человек, является истиной, а то, что он опровергает, является ложью.
Согласно наиболее достоверному мнению богословов, этот хадис порицает, а не восхваляет красноречие. Именно поэтому шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел его в этой главе, в которой упоминаются различные запрещенные поступки. Речь идет о таком красноречии, с помощью которого человек превращает истину в ложь, а ложь в истину. Красноречие должно использоваться только для того, чтобы поддержать истину».


Шарх «Китабу-т-Таухид», 25 глава.
Аватар пользователя
[Абу Ханифа]
 
Сообщений: 287
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 20:16


Вернуться в Узнать о понимании хадиса

cron