"Мир этот - тюрьма для верующего и Рай для неверного"

Сообщение »

Ассаляму Алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху.

Вот что нашел про этот хадис:
Какова достоверность данной историй и так ли понимается этот хадис?

Часто приходилось видеть, как некоторые мусульмане, приводя этот хадис посланника Аллаха, да благословит его и приветствует, утешают тех, кто живет в материальных проблемах. Конечно, в этом они находят успокоение и ответ для себя. Но как быть с тем, что немало мусульман живет в роскоши и немало неверных живет в бедности? Как правильно понимать этот хадис и каков правильный ответ на этот вопрос? Великий ученый своего времени, имам Ибрахим аль-Баджури приводит интересный случай происшедший с Хафизом Ибн Хаджаром, в котором кроется ответ на этот вопрос:
«Передается, что в одинь день Хафиз Ибн Хаджар шел по рынку в красивом виде, и вдруг на него напал иудей, в грязном, изношенном одеянии, взял уздечку его мула и сказал ему: «О, Шейхуль Ислам! Ты утверждаешь, что ваш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир этот- тюрьма для верующих и Рай для неверных». В какой же тюрьме находишься ты, будучи в такой роскоши, и в каком Раю нахожусь я, находясь в таком положении, в котором ты меня видишь? В ответ Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается меня, то состояние, в котором я в данный момент нахожусь, по сравнению с тем, что обещано Аллахом, уверовавшим в Ахират, подобно тюрьме. Что же касается тебя, то состояние, в котором ты в данное время находишься, по сравнению с тем, что ждет тебя из мучений, подобно Раю». См. «Тухфатуль Мурид» 193 стр.

Если кто-то из братьев поделится разъяснением этого хадиса было бы прекрасно.

БаракаЛлаху фикум
Аватар пользователя
Hanif abu Yusuf
 
Сообщений: 136
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 03:41
Откуда: KCHR 09

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат мой.

Во-первых ахы, такого рода сообщения от имамов, нет нужды уточнять их достоверность, ведь это не хадисы и даже не слова сподвижников, к тому же у них нет иснада, и написанное этими имамами и их учениками и даже теми кто был до них дошло до наших дней. Имам Хатыб аль-Багъдади говорил: “Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие у этих сообщений иснадов является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”. См. “аль-Джами’ аль-ахлякъ ар-рауи” 2/316.
Это касается даже асаров от саляфов, а что говорить о сообщениях от имамов, живших после них спустя 600-700 лет?
Уточнять источник и достоверность того или иного высказывания имама или события следует лишь в том случае, когда в содержании есть что-то ошибочное, сомнительно и т.п., чем аргументируются приверженцы нововведений.

Во-вторых, сказанное в упомянутой истории является отличным и прекрасным ответом тому кафиру, и именно так понимали этот хадис и другие имамы, и точно такая же история передается от шафиитского имама - Сахля ас-Са’люки, который жил более чем 1000 лет назад. Имам аль-Къуртуби рассказывал историю Сахля ас-Са’люки – факъиха из Хоросана, которому Аллах даровал главенство в религии и мирских делах: “Как-то, в один из дней он шел наряженным и к нему подошел один иудей из Айвана, который был в грязной и изношенной одежде, и сказал: “Вы – мусульмане, заявляете, что ваш Пророк говорил: «Мир этот – тюрьма для верующего и Рай для неверного». Муслим 2956. Но я – неверный, и ты видишь мое положение, а ты – верующий, и видишь, в какой роскоши проживаешь!” На это Сахль сразу же ему ответил: “Когда ты завтра предстанешь перед наказанием Всевышнего Аллаха, то мир этот покажется тебе Раем! А если я предстану перед Аллахом, и Он дарует мне Свое довольство и награду, то этот мир покажется мне тюрьмой!” И люди были удивлены пониманием Сахля и быстротой его ответа”. См. “Далиль аль-фалихин” 2/406.

В рассматриваемом великом хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) указал своей общине на то, что независимо от того, какой бы жизнью не проживал верующий в мире этом: в трудности и нужде или же богатстве и роскоши, он все равно является для него тюрьмой. Ведь вечная обитель человека – это мир иной, тогда как в мире этом он отбывает свой испытательный срок. По этой причине этот мир и сравнивается с тюрьмой.
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “У данного хадиса есть два понимания:
Первое: Верующий скован по причине своей веры различными запретами, тогда как неверный творит что пожелает.
Второе: Подобное положение таково в сравнении с исходом дел. Ведь верующий, даже если он из числа тех, кто пребывает в самом большом блаженстве мира этого, то в сравнении с его наградой в Раю, он словно в тюрьме. А неверный – полная противоположность ему. Даже если неверный будет из тех, кто больше всех страдал в мире этом, то в сравнении с ожидающим его Адом он словно в Раю”
. См. “Бадаи’ аль-фауаид” 2/696.
Къады ‘Ийяд сказал, комментируя данный хадис: “Пребывание верующего в мире этом после того, как он узнал про обещанное ему в Раю из числа блаженства и награды, ожидающей его после смерти, но от чего он удержан в мире этом; а также возложенные Всевышним на него обязанности и запреты, воспрещающие ему предаваться страстям, - все это сравнимо с заточением в тюрьму, где человек лишен наслаждения и желаемого”. См. “аль-Икмаль” 8/511.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Воистину, мир этот является тюрьмой для верующего по той причине, что верующий связан в мире этом различными обязанностями, и он не совершает что-либо, кроме того, что позволяет ему Шариат из числа деяний или оставлений. И вместе с этим его могут постигать в мире этом различные испытания в виде трудностей, тревоги, болезни, боли, соперников, врагов, семьи, детей. Одним словом, все как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Самое сильное испытание выпадает на долю пророков, затем приближенных к Аллаху, а затем подобных им. И человек подвергается испытаниям в соответствии со своей религиозностью». аль-Хаким 3/343. Так какая же тюрьма может быть хуже этой?!” См. “аль-Муфхим” 7/110.
Имам ан-Науауи сказал: “Каждый верующий является заключенным в мире этом, на которого возложены различные запреты и не простые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка. Ну а что касается неверного, то для него лишь то, что уготовано ему в мире этом, несмотря на то, что его может постичь убийство или горесть мира этого. А когда он умрет, то будет возвращен к вечному наказанию”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/468.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уснул на циновке, а когда он встал, она оставила след на его теле. Тогда мы сказали: “О посланник Аллаха, нам следовало постелить тебе мягкую подстилку”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Что мне до мира этого? Поистине, в нем я подобен всаднику, который останавливается на отдых в тени, а потом уезжает и покидает его»”. ат-Тирмизи 2377, Ибн Маджах 4109. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5668.
Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Люди спят, а когда они умирают, то просыпаются”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/52.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2806
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Узнать о понимании хадиса

cron