На что можно смотреть мужчине, который посватался к женщине?

Ответить
Com
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 окт 2008, 18:13

На что можно смотреть мужчине, который посватался к женщине?

Сообщение Com » 29 окт 2008, 12:34

Насколько правдива фетва от Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллах) или может у нее толкование другое?

"До какой степени мужчина может смотреть на женщину, на которой он хочет жениться? Саляфитский алим Авзаи отвечая на этот вопрос пишет: "Если мужчина хочет жениться на женщине, то до свадьбы он может внимательно посмотреть на все её тело, кроме аурата".
Ибн Хазм об этом пишет: "Человек который хочет жениться может смотреть на женщину как спереди, так и сзади".
Ахмад ибн Ханбал по этому поводу дал 3 фетвы. В одной из них говориться: "Человек, который хочет жениться на женщине может посмотреть на обнаженную" (Фатхуль Бари том 9 стр 149).



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 29 окт 2008, 21:36

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

На какие части тела женщины дозволено посмотреть перед никахом?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:

Важность смотрения перед женитьбой на ту, к кому посватались
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за её религии. Так ищи же ту, которая придерживается заповедей религии!» аль-Бухари 5090, Муслим 1466.
Это и есть причины, по которым женится человек. Однако то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделил именно религиозность женщины, не означает, что красоте и внешности не следует придавать никакого значения. Дело в том, что религиозность должна стоять на первом месте. И вместе с тем, сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто велел своим сподвижникам смотреть на тех, на которых они желали жениться, чтобы они жили в любви и согласии. Аль-Мугъира ибн Шу‘ба (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я посватался к одной женщине, он спросил меня: «Ты посмотрел на неё?» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Так сделай это, ибо поистине, это поспособствует тому, чтобы между вами была любовь, согласие!» Ахмад 4/144, ан-Насаи 2/73, ат-Тирмизи 1/202, Ибн Маджах 1866. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Это великий и важный хадис, которым нельзя пренебрегать.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек решил жениться на женщине из числа ансаров и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Посмотри на неё, поистине, в глазах ансаров есть что-то». т.е. они маленькие»”. Муслим 4/142.
Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая жена является наилучшей?” Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на неё; повинуется ему, когда он повелевает ей; не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в расходовании его имущества». Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Всё это указывает на ту важность, которая придается в Исламе смотрению перед никахом друг на друга. Ведь сколько можно услышать слов, как от мусульман, так и мусульманок: «Куда мы смотрели, когда женились (выходили замуж)?!»
Прекрасное наставление по этому вопросу передаётся от имама Ахмада, что он говорил: “Если мужчина решил посвататься к женщине, то сначала ему следует узнать о ее красоте, и если его это устроит, то тогда спросить о ее религиозности, и если это будет похвалено, то тогда жениться на ней. А если ему не понравится ее религиозность, то тогда он оставит ее по причине ее религиозности. Но не следует сначала спрашивать о религиозности, ибо если в этом ее похвалят, а в красоте нет, то получится, что он отверг ее по причине ее красоты, а не религиозности!” См. “аль-Инсаф” 12/206, “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 2/621.

На какие части тела женщины дозволено посмотреть посватавшемуся?
Усвоив важность смотрения на невесту перед никахом, возникает следующий вопрос: «А на что дозволено смотреть?»
Относительно вопроса, на какие части тела женщины, на которой хотят жениться, можно смотреть, среди учёных есть три мнения:
Первое: Можно смотреть только на лицо и кисти рук. Это мнение большинства учёных.
Второе: Можно смотреть на то, что чаще всего остается открытым. Т.е. домашний вид, как волосы, шея, лицо, руки до локтей, голени.
Третье: Дозволено смотреть на все её тело. Этого мнения придерживался Дауд – основатель мазхаба захиритов и Ибн Хазм, а также это одно из трех мнений имама Ахмада.
Об этих мнениях упоминали Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 10/30, аль-Мардауи в “аль-Инсаф” 8/19, Ибн аль-Къайим в “Тахзиб ас-Сунан” 3/25-26.
Причиной разногласия в этом вопросе стало понимание известного хадиса: «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает». Ахмад 3/346, Абу Дауд 2082. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Что касается третьего мнения, то учёные отнесли его к отклоненному мнению, выходящему за религиозный дух, и оно является явно ошибочным. Имам ан-Науауи сказал о мнении, что можно смотреть на всё тело женщины: “Это явная ошибка, которая противоречит основам Сунны и единогласному мнению учёных!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/132.
Наиболее же правильным многие исследователи посчитали второе мнение. А упомянутый хадис явно опровергает первое мнение, что дозволено смотреть только на лицо и кисти. О том, что дозволено смотреть на лицо и кисти рук женщины, к которой посватались, нет вообще разногласий среди учёных. См. “аль-Мугъни” 4/454.
И если бы дозволенно было смотреть только на лицо и кисти рук женщины, то в чём тогда смысл слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если он сможет посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть это сделает»?!
Это понимание подтверждается передатчиком этого хадиса – сподвижником Джабиром ибн ‘Абдуллахом (да будет доволен им Аллах), который передав этот хадис, сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался так, что увидел то, что побудило меня к никаху на ней, после чего я женился на ней”. Абу Дауд 2082.
А в другой версии этого хадиса Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда я посватался к одной девушке, я спрятался за деревом и увидел то, что побудило меня к никаху на ней”. Ахмад 3/346.
Неужели он спрятался для того, что просто взглянуть на лицо?
Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Масляма (да будет доволен им Аллах) подсматривал за одной женщиной возле её пальмы, увидев его, ему сказали: “Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” На это он ответил: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому-либо из вас запала в душу помолвка к женщине, то нет проблем в том, чтобы он посмотрел на неё!» Ибн Маджах 1846, Са’ид ибн Мансур 519. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Этот поступок сподвижника Мухаммада ибн Маслямы, который наблюдал за женщиной без её ведома так же является доводом против того мнения, что дозволенно смотреть только на лицо и кисти рук. Разве можно себе представить, что он наблюдал за женщиной тайком, если бы она была в том виде, в котором появляется на улице или же даже в никъабе? Тогда зачем бы ему делали порицания те, кто его увидел?
Сообщается, что имам аль-Ауза’и говорил: “Можно смотреть на мясистые места”. См. “аль-Мугъни” 7/454, “Шарх Сахих Муслим” 5/132.
Имам ас-Сан’ани говорил: “Хадис: «посмотреть на то, что побудит его жениться на ней», является общим и относится ко всему, что подразумевает в себе смотрение. И это подтверждается пониманием сподвижников, что приводит ‘Абду-р-Раззакъ и Са’ид ибн Мансур, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб открыл голени Умм Кульсум дочери ‘Али (когда посватался к ней)”. См. “Субулю-Ссалям” 3/11.
Имам ас-Сан’ани имеет в виду сообщение, которое передается от Абу Джа’фара аль-Бакъира, рассказавшего, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб посватался к Умм Кульсум – дочери ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах), он поднял подол её одежды и посмотрел на её голень, на что она сказала: “Опусти, если бы ты не был правителем правоверных, то я дала бы тебе по шее!” ‘Абду-р-Раззакъ 5/163, Са’ид ибн Мансур 521.
Иснад этого сообщения достоверный и все передатчики надежные, однако, шейх аль-Альбани сказал, что Абу Джа’фар аль-Бакъир не застал в живых ‘Али и тем более ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), поэтому иснад этого сообщения прерванный. Затем шейх аль-Альбани процитировал слова имама Ибн аль-Къайима из «Тахзиб ас-Сунан» (3/25-26): “Сказал Дауд: «Смотрит на всё её тело». А от Ахмада передается три мнения: Первое, что смотрит на лицо и кисти рук. Второе, смотрит на то, что в основном не прикрыто (дома), как шея, голени и т.п. Третье, сморит на неё всю, на ‘аурат и не ‘аурат”. После чего шейх аль-Альбани сказал: “Я говорю, что второе мнение ближе к внешнему смыслу хадиса и поступкам сподвижников, опиравшихся на него”. См. “ас-Сахиха” 1/207.
На основании изложенного многие исследователи посчитали, что более сильным является второе мнение, и ему отдали предпочтение также такие учёные, как Ибн Баз, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймин.
Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно смотрения на невесту, когда она наряжена и без хиджаба на голове?»
Шейх ответил: “Нет в этом проблем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел смотреть на ту, к кому посватались. Сунна является для посватавшегося посмотреть на ее лицо, волосы, руки, ступни. Нет в этом всем проблем. Однако чтобы при этом он не уединялся с ней! Пусть смотрит без уединения, в присутствии ее отца, матери, или кого-либо другого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”, /Фикъх аз-зауадж/.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Тому, кто сватается к девушке можно смотреть на неё, на её лицо, на ступни, на голову, на шею. Но при условии, чтобы он не уединялся с ней и чтобы не затягивал с ней разговор, если они заговорят”. См. “Фатауа ‘уляма аль-баляд аль-Харам” 501.

Можно ли смотреть на ту, к кому посватались больше, чем один раз?
Если человек уже посмотрел на ту, к кому он посватался и определился в своём решении, то не следует ему смотреть на неё после этого и общаться с ней без нужды, ведь пока он не женится на ней, она всё ещё посторонняя для него женщина.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли тому, кто посватался к девушке, чтобы он часто навещал ее и сидел с ней и членами ее семьи? Или же он посещает ее один раз и все, когда смотрит на нее при ее родных?»
Шейх ответил: “Да, тот, кто посватался, не следует ему часто навещать её и общаться с ней. Он смотрит на нее, чтобы ему стало ясным дело (ее внешность) Если с первого раза ему не стало это ясным, и решил снова взглянуть, то нет проблем. Может повторить это, пока ему не станет ясным. Однако после это, когда он уже утвердился в помолвке, то нет нужды уже навещать их”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/81.

Можно ли смотреть на неё без её ведома?
Нет никакого запрета в том, чтобы посмотреть на женщину, на которой человек хочет жениться, даже если она не будет знать об этом, и даже если сватающийся увидит ее в домашнем одеянии, поскольку не является условием того, чтобы посмотреть на ту, к кому посватались, ее согласие. Доказательством этому служит вышеприведенный хадис от Мухаммада ибн Маслямы, а также хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо из вас посватается к женщине, то нет на нем греха, если посмотрит на нее, если он смотрит для того, чтобы жениться, даже если она не будет знать об этом!» Ахмад 5/424, ат-Табарани 1/52. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 97.

Нельзя оставаться наедине с той, на ком есть намерение жениться
Нет разногласия в том, что нельзя оставаться наедине жениху и невесте, независимо от того, желает он на нее посмотреть или же просто поговорить! Шейх Ибн Баз сказал: “Сунна является для посватавшегося посмотреть на её лицо, волосы, руки, ступни. Нет в этом всём проблем. Однако чтобы при этом он не уединялся с ней! Пусть смотрит без уединения, в присутствии ее отца, матери, или кого-либо другого”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”, /Фикъх аз-зауадж/.

Может ли девушка отказаться показать свыше лица и кистей рук?
Следует отметить, что никто не имеет права принудить женщину показать тому, кто посватался к ней, свыше лица и кистей рук, если она отказывается это сделать. См. “аль-Мугъни” 7/456.
Быть может она и ее родные придерживаются мнения, что нельзя смотреть ни на что, кроме лица и кистей рук, или же она стесняется, и т.п.

Не имеет право смотреть на женщину никто, кроме того, кто твердо вознамерился жениться на ней, особенно на то, что свыше лица и кистей рук
Все упомянутое в данной статье является исключением, которое дозволено только при серьезном намерении жениться! Имам Ибн аль-Къаттан сказал: “Если тот, кто посватался к женщине знает, что она не выйдет за него замуж, или что её опекун не разрешит ей, то ему не дозволено смотреть на неё, даже если он уже посватался к ней!” См. “Ахкаму-нназар” 391.

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!



Аватара пользователя
Abu 'Abdulla
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re:

Сообщение Abu 'Abdulla » 29 мар 2009, 01:44

Шейху Машхуру (ученику аль-Альбани), когда он давал урок в мечети "Ибрахим аль-хадж хасан" был задан вопрос о том, как именно следует искать себе невесту, и отвечая на него, он привел это высказывание имама Ахмада.
“Если мужчина решил посвататься к женщине, то сначала ему следует узнать о ее красоте, и если его это устроит, то тогда спросить о ее религиозности, и если это будет похвалено, то тогда жениться на ней. А если ему не понравится ее религиозность, то тогда он оставит ее по причине ее религиозности. Но не следует сначала спрашивать о религиозности, ибо если в этом ее похвалят, а в красоте нет, то получится, что он отверг ее по причине ее красоты, а не религиозности!” См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 2/621.

Говоря, что:
«Это указывает на понимание (фикх) требующего знания, если он спрашивает о красоте прежде религиозности.
Ведь если он сначала спросит о ее религиозности и она удовлетворит его, а затем он спросит о ее красоте и ему скажут, что она некрасива, он откажется от нее, зная что она религиозна, а это нехорошо. И в этом он заслуживает упрека, это порицаемо. Однако, другое дело, если он спросит о ее красоте и ему скажут, что она некрасива и он откажется от нее, не зная ничего о ее религиозности.

И если ты хочешь красивую, то спрашивай сначала о красоте. И когда ты удовлетворишься красотой, спрашивай о ее религиозности. Однако если ты спросишь о религиозности, удовлетворишься, спросишь о красоте и откажешься от нее по причине красоты, то я боюсь, что ты поступишь вопреки (Сунне). Так как если ты удовлетворился ее религиозностью и нравом, то тебе следует жениться на ней.

И если для тебя необходимо, чтобы она была красивой, то спрашивай сначала о красоте. Но я не советую тебе искать очень красивую, так как очень красивую ты будешь сильно ревновать. Также нрав красивых натур отличается от нрава других и поэтому красота это налог, взимаемый с тебя, а время наслаждения ее красотой короткое. И это будет твоей платой за красоту, которую ты будешь отдавать другому. Поскольку ты привыкнешь к этой красоте, и она для тебя станет чем-то простым и обычным.
Однако это не препятствует тебе искать ту, которая удовлетворит тебя. Чтобы была привлекательной и т.п. А лучше всего во всем находить золотую середину.»

Кстати, он хорошее наставление сделал еще до этих слов тем, кто желает жениться. И сказал, что если ты будешь знать что ее семья религиозная, как например, может быть дочерью или же сестрой одного из присутствующих здесь (на уроке). Некоторые люди пребывают в долгих поисках праведной девушки, а она может быть сестрой того кто находится рядом с тобой и молится вместе с тобой. И сахабы, да будет доволен ими Аллах, роднились между собой, путем брака. Так вот, после того, как ты узнал о среде ее обитания, семье, и о религиозности, после этого посмотри, скромна ли она, то есть на ее стеснительность, на ее постоянство в выполнении повелений Аллаха. Все это видно. Например, она не выходит из дома, кроме как в одежде соответствующей шариату, не умащается благовониями, не выставляет своих красот и украшений, вовремя совершает все молитвы, понимает религию и стремится соблюдать ее. И точно так же как женщина обольщается религией мужчины, его бородой, одеждой, посещением мечети. То и мужчина обольщается ее положением (حال). Основа в том, чтобы смотреть на то, что видно явно: религия, соблюдение обязательного, нрав. Как в хадисе: «Если придет к вам тот, религией и нравом которого вы довольны, выдавайте за него…» это обращение и к тем и к другим, - сказал он.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 23 дек 2018, 17:29

В к статье выше можно добавить ещё вот такой пункт:

Может ли девушка нарядиться для того, кто посватался к ней?
‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба рассказывал, что как-то его отец написал письмо ‘Умару ибн ‘Абдуллаху ибн аль-Аркъаму, в котором велел ему зайти к Субай’и бинт аль-Харис аль-Аслями, чтобы расспросить её о том, что ответил ей Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда она обратилась к нему за фатуа. ‘Умар ибн ‘Абдуллах ответил в письме ‘Абдуллаху ибн ‘Утбе, извещая его о том, что Субай’а бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) сообщила ему: “Она была женой Са’да ибн Хаули, а он из племени Бану ‘Амир, который был участником битвы при Бадре. Он скончался во время прощального Хаджа, а Субай’а была в этом время беременной. Спустя некоторое время она родила, а когда она очистилась от послеродового кровотечения, то стала наряжаться для сватов. Как-то к ней пришёл Абу ас-Санабиль ибн Ба’как из племени Бану ‘Абд ад-Дар и сказал ей: «Что это я вижу?! Ты нарядилась для сватов, чтобы выйти замуж?! Клянусь Аллахом, ты не можешь выйти замуж, пока не пройдут четыре месяца и десять дней!» Субай’а сказала: «После того, как он мне сказал об этом, покрывшись, вечером я отправилась к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросила его об этом. И он дал мне фатуа о том, что мне дозволено вступать в брак после того, как я родила. И велел мне выходить замуж, если я захочу этого»”. аль-Бухари 3991, Муслим 1484.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на то, что после завершения периода выжидания (‘идда), женщина может приукраситься для того, кто сватается к ней. В версии аз-Зухри говорится: «Я вижу, что ты приукрасилась для сватов». В версии Ибн Исхакъа говорится: «Она приукрасилась для никаха и использовала хну». А в версии Ма’мара, что передал Ахмад, говорится: «И её встретил Абу ас-Санабиль, когда она использовала сурьму»”. См. “Фатхуль-Бари” 9/475.
Хафиз Абу-ль-Хасан Ибн аль-‘Аттар, перечисляя законоположения, извлекаемые из этого хадиса, сказал: “Дозволенность для женщины украшаться для сватовства. Но при условии, чтобы в этом не было обмана относительно её внешности. Нельзя делать зазоры между зубами, или наращивать волосы, или делать щёки румяными, или выдавать себя за обладательницу большого имущество и прочее из того, что становится причиной для женитьбы, поскольку это – ложь и обман”. См. “аль-‘Удда фи шарх аль-‘Умда” 3/1337.

Даст Аллах позже обновлю статью, и ещё добавлю некоторые слова имамов.



Ответить

Вернуться в «Различные вопросы»