Новая статья на форуме - “Опасность высокомерия и запретность этого порочного качества” Просим Всевышнего Аллаха избавить нас от такого порочного качества, как высокомерие и наделить нас скромностью и смиренностью!

О ПОСТЕ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ГРУДЬЮ ЖЕНЩИН

Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 314
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

О ПОСТЕ БЕРЕМЕННЫХ И КОРМЯЩИХ ГРУДЬЮ ЖЕНЩИН

Сообщение АДМИН » 21 авг 2008, 15:10

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Обязаны ли женщины возмещать пост, пропущенный по причине беременности или кормления грудью?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
В связи с разногласиями, существующими вокруг восполнения поста пропущенного по причине беременности или кормления грудью, многих мусульманок интересует вопрос, чем обязана беременная и кормящая грудью? Обязаны ли они поститься или нет, и необходимо ли им возмещать пост в том случае, если они его пропустили.
С соизволения Аллаха эти вопросы будут рассмотрены с приведением доводов всех сторон.

О том, что беременная и кормящая грудью могут при необходимости прервать пост
От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.
Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу или нехватку молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 184).
Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
Таким образом, беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.

Примечание:
Если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения, связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?
Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.
Рассмотрим подробно мнения всех сторон:
Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Второе мнение состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273.
Но имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи сказал: “Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.
Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.
Они говорят, что основа в шариате Всевышнего – это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
Также их доводом являются следующие аналогии:
Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.
Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.
Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту, женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение. Упомянув это, Ибн Хазм сказал: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).
И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184) сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”. Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод
Мы для себя видим, что из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
Это мнение посчитали самым сильным по следующим причинам:
Во-первых, оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.
В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.
Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему мнению не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.
Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.
Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.
Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Разъяснение некоторых сомнений
Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказавший: «А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней» (аль-Бакъара 2: 185). Однако на то, что кормящая грудью и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.
Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если из этого хадиса провести аналогию между путником с одной стороны и беременной или кормящей грудью с другой, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ответ на четвертое мнение, что беременным и кормящим грудью не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.
Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им либо поститься, либо кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).
Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).
История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Умар, Му’аз и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.
Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). Однако установлено для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Таким образом нам стало ясно, что между Ибн ‘Аббасом и другими сподвижниками не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и другим, однако вместе с этим он указывает на исключение из общего положения, а именно в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.
Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который неспособен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься. А в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключении из общего положения говорил Ибн ‘Аббас. Также и Ибн ‘Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.
Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, беременной, а также кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене аята дозволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления. Имам аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей (старого человека, беременной и кормящей грудью). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.
Подобное исключение из общего повеления не мог сделать никто из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.
Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным или кормящим грудью: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом»", тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Только в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных или кормящих грудью так же, как и для старого человека, которому трудно поститься.
Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем Тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка, и возмещать пост»”.
Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.
А сообщений от ‘Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’ и словам: «Установлено»!
На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу и Ибн ‘Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.
Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу’ (то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.
Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.

Чем следует кормить бедняка?
Старый человек, беременная и кормящая грудью одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими день поста одного бедняка половиной са’ или одним муддом еды, что примерно соответствует 1,5 кг.
Ибн ‘Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит бедняка за каждый день одним муддом еды”, в другой версии сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.
От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн ‘Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка, сказал: “Она не постится и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.
Сообщается, что “когда Анас ибн Малик состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек неспособен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который, после того как состарился, за каждый день кормил бедняка мясом и хлебом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.
Таким образом, можно как накормить бедняка приготовленной едой, так и раздавать беднякам еду в сыпучем виде в размере 1.5 кг.
Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.
Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: “Если старик или старуха не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!
Это положение подобно закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду!” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.
И в заключение воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!
Подготовлено редакцией сайта
http://www.ToIslam.com



Latifa
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 17 июл 2008, 13:21

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение Latifa » 01 ноя 2008, 13:39

Ассаляму аляйкум. Как правильно понимать постановление относительно беременных и кормящих, что они не должны возмещать пост, т.е. не должны в смысле не обязаны, но если хотят, могут возместить, а не кормить, или им запрещено возмещать, и они обязаны именно кормить? Конкретная ситуация: пропущено 3 дня поста по причине кормления. Можно ли их восполнить или же восполнять нельзя, а именно кормить? По данному поводу был дан ответ, что поскольку пропущенных дней мало, то можно (и даже предпочтительнее) восполнить, ведь это нетрудно. Так ли это? Джазакум Аллаху хайран.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 01 ноя 2008, 15:33

Уа алейкум асалам.
Те, кто считает что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост, не давали выбора, поскольку так установлено было это положение. Ведь Ибн Аббас говорит, что "установлено в отношении беременных и кормящих, то они могут разговится если опасаются и должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка".
Т.е. "установлено" же не Ибн Аббасом это положение!
Также и все сообщения по этой теме как от Ибн Аббаса, так и от Ибн Умара, а также от таких таби'инов, как Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, в них говорится о том, что они кормят бедняка и не сказано о предоставлении выбора между кормлением и возмещением поста.
Уа-Ллаху а'лям.



ummuatfal
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 16:56

далиль на то, сколько еды давать бедняка

Сообщение ummuatfal » 06 авг 2009, 16:58

асСаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
ответьте пожалуйста, если беременная или кормящая женщина не соблюдает саум, то сколько еды ей раздавать за каждый пропущенный день?Я здесь читала, что следует пол са'а-1.5 кг.А где далиль на это?



abu amir
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 авг 2009, 21:33

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение abu amir » 18 авг 2009, 21:48

ассаляму алейкум уа рохмату Ллахи уа баракатух. в статье говорится что женщина оставляет пост не потому что она беременная или кормящая, а потому что она боится за себя, или за плод, или потерю молока. а из хадиса выходит что ибн Умар разрешил оставить пост жене, потому что ей было тяжело постится. так это совсем разные положения: не поститься из-за боязни за себя, за плод, за потерю молока и по причине тяжести поста (беременной или кормящей). кто может поясните. джазакум Ллаху хайран.



sunniy
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 27 фев 2009, 23:38

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение sunniy » 19 авг 2009, 01:31

Accaламу Алейкум Рахматуллахи Ва Баракатух
Хотелось бы добавить что разногласие между учеными было только в том случае если беременная и кормящая прервут из за боязни за ребенка, если же они это сделают из за страха за себя и ребенка или за себя только, то тут единогласное решение что им полагается только возместит пост. Потому что они на ровне с больным который боится за свое здоровье.
Сказал Имам Аннавави в Алмаджму 6/274
"Как мы уже упоминали мнение наше заключается в том что если они (беременная и кормящая )боялись за себя только или за себя и за ребенка то они прерывают пост и только возмещают, и не возлагается на них кормление без никаких разногласий."
И Ибн Куддама в Мугни 4/394
"Если беременная и кормящая боялись за себя то им полагается прервать пост и только возмещать мы не знаем в этом разногласия среди ученых. Потому что она на ровне с больным который боится за свое здоровье."
Абу Джа'фар писал(а):Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Интересно почему в “Сахих фикъху-Ссунна” говорится "некоторые" так считали ?
Валлаху А'лам



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 19 авг 2009, 02:07

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
abu amir писал(а):в статье говорится что женщина оставляет пост не потому что она беременная или кормящая, а потому что она боится за себя, или за плод, или потерю молока. а из хадиса выходит что ибн Умар разрешил оставить пост жене, потому что ей было тяжело постится. так это совсем разные положения: не поститься из-за боязни за себя, за плод, за потерю молока и по причине тяжести поста (беременной или кормящей). кто может поясните. джазакум Ллаху хайран.
Дорогой брат, нет никаких неясностей в этих словах, то, что женщине тяжело поститься, не противоречит тому, что она может от этого пострадать, что и входит в понятие "опасается за себя".
Уа ийяк.
sunniy писал(а):"Как мы уже упоминали мнение наше заключается в том что если они (беременная и кормящая )боялись за себя только или за себя и за ребенка то они прерывают пост и только возмещают, и не возлагается на них кормление без никаких разногласий."
Барака-Ллаху фик брат мой за дополнение!
Но ведь из слов ан-Науауи "наше мнение" понимается, что он имеет ввиду: нет разногласий среди шафиитов, а не вообще среди ученых всех мазхабов.
И потом, как женщина не должна возмещать пост, если прервала его именно по причине страха за ребенка, а если прервала пост по причине страха за себя плюс еще и ребенка, то должна возмещать?! Очень странно мне кажется брат это.
И это мнение противоречит тому, что говорили сподвижники и как они понимали этот вопрос.
Обрати внимание на слова сахабов:
Ибн ‘Аббас говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Однажды Ибн ‘Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Поэтому это заявление не может быть брат мой правильным, так как противоречит мнению сподвижников, не делавших разграничений в этом!
Интересно почему в “Сахих фикъху-Ссунна” говорится "некоторые" так считали ?
Вероятно потому брат мой, что имам ан-Науауи ошибся в этом иджма'е. Ведь он бывало говорил про иджма' в том или ином вопросе, когда в этом вопросе было разногласие. Например, передается от него иджма', что тахиятуль-масджид является сунной, а ведь известно что в этом вопросе есть разногласие, и о том, что эта молитва уаджиб передают от имама Ибн аль-Мунзира, а также это мнение выбрал Ибн Дакыкъ аль-'Идд и другие ученые.
Или ан-Науауи также говорил, что иджма' в том, что совершать молитву джаназа можно в любое время, тогда как в этом вопросе есть известное разногласие. И таких примеров очень много, как те или иные имамы говорили об иджма'е в тех или иных вопросах, в которых не было на самом деле никакого иджам'а, а более того обратное мнение было правильным!
Уа-Ллаху а'лям.
Барака-Ллаху фикум братья мои.
Задакуму-Ллаху хирсан уа 'ильман!



Abu Xamza
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 00:29

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение Abu Xamza » 19 авг 2009, 23:12

АсСаляму алейкум. А чему равен один мудд? И могу ли я дать в качестве еды рис, вермишель ит.д. Из статьи и ответа брата А'маша которому я благодарен Джазака Ллаху хайран ахи я понил что могу кормить все тридцать дней одного человека. А могу ли я отдать ему продуктами питания за все эти дни? И отдать это человеку за семсот километров или надо со своей территории.?



Умму Рукаййа
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 14:37

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение Умму Рукаййа » 24 авг 2009, 23:55

Ассаламу галяйкум! Хотелось узнать беременная женщина на средства мужа может накормить бедняка?Если у нее своих средств нет для этого.И можно ли отдать мешок риса например(садака за 30 дней) одному какому-нибудь бедняку?



Ulyana
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 авг 2009, 09:46

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение Ulyana » 26 авг 2009, 10:38

Ассаляму аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракатуХ!
Интересно, все таки почему постановления таких ученых,как Ибн Баз и Ибн Усаймин, относительно возмещения поста не совпадает с тем, что пришло от Ибн Аббаса?
И еще, читала фатву , где упоминалось, что от Ибн Умара пришло, что возмещать пропущенный день поста беременным и кормящим женщинам необходимо кормлением бедняка + восполнением поста. Так ли это?
Джазакуму-Ллаху хайр!



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 26 авг 2009, 14:06

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Abu Xamza писал(а):А чему равен один мудд? И могу ли я дать в качестве еды рис, вермишель ит.д. Из статьи и ответа брата А'маша которому я благодарен Джазака Ллаху хайран ахи я понил что могу кормить все тридцать дней одного человека. А могу ли я отдать ему продуктами питания за все эти дни? И отдать это человеку за семсот километров или надо со своей территории.?
Уа ийяк брат мой.
Что касается мудда, то в статье же упоминается об этом:
что примерно соответствует 1,5 кг
И кормить можно тридцать человек за раз в конце месяца, как это сделал Анас, когда состарился, или же кормить каждый день одного и того же бедняка.
И не обязательно кормить именно готовой едой, как это сделал Анас, можно просто дать и продукты питания, как сообщается от Ибн 'Умара в одной из версий, что на вопрос о беременной женщине, опасающейся за своего младенца, он сказал: "Она прерывает пост и кормит за каждый день бедняка размером в один мудд пшеницы!" ад-Даракъутни 1/207, и он сам назвал это сообщение достоверным.
На счет кого кормить, то лучше кормить жителей своей местности, так как бедняки твоей местности больше заслуживают этого, а переносить куда-то это следует только в том случае, если вообще нет бедняков в твоем городе.
Уа-Ллаху а'лям.
Умму Рукаййа писал(а):Хотелось узнать беременная женщина на средства мужа может накормить бедняка?Если у нее своих средств нет для этого.И можно ли отдать мешок риса например(садака за 30 дней) одному какому-нибудь бедняку?
Если у нее нет средств, то тогда это следует сделать ее мужу, ведь она вынашивает же его ребенка.
А на счет мешка риса, то да можно, есть там есть около 45 кг.
Уа-Ллаху а'лям.
Ulyana писал(а):Интересно, все таки почему постановления таких ученых,как Ибн Баз и Ибн Усаймин, относительно возмещения поста не совпадает с тем, что пришло от Ибн Аббаса?
Точно также уважаемая сестра можно спросить про любой спорный вопрос. И даже не совпадение с мнением сподвижников, но даже и с мнением и пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например: "А почему мнение имама Малика о том, что поевший по забывчивости во время поста обязан возместить этот день, не совпадает с хадисом?" или: "А почему мнение Абу Ханифы в вопросе омывания умершего паломника не совпадает с хадисом?" и т.п.
Что касается мнения Ибн База и Ибн Усаймина, то они считали, что это мнение Ибн Аббаса, является его иджтихадом, и что он не знал о том, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184) является отмененным.
Но если вы прочитали статью внимательно, то должны были там найти, что Ибн Аббас знал об отмене этого аята, но вместе с этим указывал на исключение из этой отмены, а это старик и старуха, которые не в состоянии соблюдать пост по причине старости, а также беременная и кормящая грудью. Плюс Ибн Аббас говорит, что это положение "установлено", что никак не может быть следствием его иджтихада. Плюс это не только мнение Ибн Аббаса, но и Ибн Умара и многих таби'инов.
И еще, читала фатву , где упоминалось, что от Ибн Умара пришло, что возмещать пропущенный день поста беременным и кормящим женщинам необходимо кормлением бедняка + восполнением поста. Так ли это?
Это вероятно вы прочитали у Мунаджида, он приводит такое высказывание:
Имам аль-Джасаса в своем Тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка, и возмещать пост»”.
Однако они не упомянули иснада этих сообщений, а что косается Ибн Умара мнения, то от него передается, что он считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти сообщения недостоверны от него, как говорил хафиз Ибн Абдуль-Барр. См. “аль-Истизкар” 3/365. И это противоречат достоверным сообщениям от него, что беременная и кормящая не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
Более того, имам Ибн Къудама говорил, что неизвестно, что Ибн Аббасу и Ибн Умару в этом вопросе противоречил кто-либо из других сподвижников! См. “аль-Мугъни” 3/21.
Как бы там ни было сестра, вопрос спорный, и мы никому не навязываем это мнение. Просто если кто-то считает, что мнение большинства ученых, что беременная и кормящая должны все таки возместить пост, сильнее, то мы считает, что мнение этих сподвижников, которые толкуют аяты Корана в этом вопросе, делая исключение, а также говорят "установлено" сильнее!
И также те имамы, которые выбрали их мнение, как Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, аль-Альбани и др. ничем не слабее в знании, чем ученые обратного мнения, если брать в качестве довода только имена ученых, а не их аргументы.
Уа-Ллаху а'лям.
Джазаки-Лляху хайран!



Даниял
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 11:16

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение Даниял » 30 авг 2009, 11:30

Ас саламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятугь!
Женщина беременна и начала держать пост, а затем,через пару дней поста,она начала плохо себя чувствовать и ей было трудно это делать и она оставила один день. А потом снова держала.
Вопрос такой: если женщина говорит,что день через день она сможет держать,т.е. будет не трудно, что лучше: 1. полностью оставить пост и накормить бедняка(-ов) за пропущенные дни или все-таки держать день через день? БаракаЛлаху фикум!
ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО,ПО ВОЗМОЖНОСТИ, ОТВЕТИТЬ ПО-РАНЬШЕ.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 2851
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 31 авг 2009, 20:03

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух брат.
Даниял писал(а):Вопрос такой: если женщина говорит,что день через день она сможет держать,т.е. будет не трудно, что лучше: 1. полностью оставить пост и накормить бедняка(-ов) за пропущенные дни или все-таки держать день через день?
Именно так и нужно брат мой! Ответ на твой вопрос был в самом начале упомянутой статьи.
основа состоит в том, что беременная и кормящая обязаны поститься, как и все, и прерывают пост только в случае ОПАСЕНИЯ!
Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
По этому если она может поститься через день, она не должна оставлять пост полностью и должна поститься как может!
Уа-Ллаху а'лям.



Умму Рукаййа
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 14:37

Re: О посте беременных и кормящих грудью женщин

Сообщение Умму Рукаййа » 03 сен 2009, 13:50

Ассаламу галяйкум! Джазяка Ллаху хайран за ответ.В прошлый раз я спрашивала на счет того если у жены нет средств на выплату садаки за пост,можно ли тратить на это средства мужа.Сейчас хотелось уточнить,если у жены есть небольшие золотые сережки(Это ее махр и это единственное что есть у нее из украшений), должна ли она продать их чтобы купить еду беднякам в качестве садаки?Тогда как ничего другого у нее нет из ее личных средств или все же муж может оплатить за ее пост?Если у него на это есть средства.



Аватара пользователя
Abu 'Abdulla
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Сообщение Abu 'Abdulla » 10 окт 2009, 16:51

Ассаламу алейкум, братья и сестры!
На днях спросил шейха Мухаммада Расляна о возмещении поста кормящих и думаю, что это дополнение очень важно. Так вот он сказал, что такая женщина кормит бедняка за каждый день, который она пропустила именно по причине кормления. Однако те дни, в которые у нее были месячные - она обязана восполнить, так как причиной в данном случае уже не является кормление. Более того, поститься в дни хайда (месячных) является запретным, а пропущенные таким образом дни шариат обязал именно восполнением.
На вопрос, что если женщина не может вспомнить количество дней пропущенных (как она думала по причине кормления, но оказалось что) по причине месячных. А она не считала их, думая что будет кормить по 30 бедняков за каждый пропущенный рамадан, то что ей делать в таком случае? Сколько ей поститься? Он ответил, что она берет количество дней, которые у нее обычно длятся месячные и умножает на количество пропущенных Рамаданов по причине кормления.



Ответить

Вернуться в «Пост в месяц Рамадан»