Книга 1. Начало откровений

Подготовлено на основе лекций Абу Мухаммада Рината Казахстани: Толкование «Мухтасар Аль-Бухари»
Ответить
Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений

Сообщение Саляфит » 20 янв 2015, 15:28

«МУХТАСАР АЛЬ-БУХАРИ»

с упоминанием риуаятов хадиса собранных шейхом Альбани в своем
«Мухтасаре Аль-Бухари» и упоминанием некоторых полезных вопросов извлекаемых из хадисов


Подготовлено на основе лекций Абу Мухаммада Рината Казахстани: Толкование «Мухтасар Аль-Бухари»



Примечание:
1) [---] в квадратных скобках упомянута риуая (версия) хадиса соответствующая контексту. Как это упомянул шейх Альбани в своем мухтасаре.
2) (---) в полукруглых скобках упомянута риуая (версия) хадиса не соответствующая контексту. Как это упомянул шейх Альбани в своем мухтасаре.
3) /---/ в кривых скобках вспомогательные слова от переводчика для полноты русского текста.
4) Хадис №1 (1)первая цифра, нумерация хадиса в Мухтасаре, вторая цифра в скобках нумерация хадиса в оригинале Сахих Аль-Бухари.


Вступление - Абу Мухаммада Рината Казахстани



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений - Хадис №1 (1)

Сообщение Саляфит » 20 янв 2015, 17:00

Книга 1. Начало откровений
Глава: О том, как откровения начали ниспосылаться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И слова Всевышнего Аллаха:
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него» (Ан-Ниса 163).

Хадис №1 (1)

Сообщается, что Алькъама бин Уаккас Аль-Ляйси, рассказывал: «Я слышал, как ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, [делая хутбу] на минбаре сказал:«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “[О люди] Поистине, дела /оцениваются / только по намерениям и, (в версии: дела по намерению) поистине, каждому человеку /достанется/ лишь то, что он намеревался /обрести/, и /поэтому/ переселявшийся ради [Аллаха и Его посланника, его переселение будет ради Аллаха и Его посланника, а тот, чье переселение] ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится /лишь/ к тому, к чему он переселялся”»
Изображение
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. Этот хадис является основой знаний и религии.
2. В хадисе указание на то, что Всевышний дает рабу больше чем он желал, если тот будет искренен в своем намерении.
3. В хадисе указание на то, что намерение является условием принятия дел.
4. В хадисе указание на обязательность искренности в намерении.
5. В хадисе указание на запрет желать своими религиозными делами что-то кроме лика Аллаха.
6. В хадисе указание на то, что благое намерение может превратить простое дозволенное дело в поклонение.
7. В хадисе указание на то, что тот, кто успел на один ракаат, тот застал достоинство джамаата. Как на это указывает хадис: «Тот, кто совершил омовение должным образом, затем отправился в мечеть, и увидел, что люди уже помолились, Аллах вознаградит наградой тех, кто совершил ее или присутствовал на ней. И это, не уменьшит ничего из их вознаграждения».(Сахих Абу Дауд). Это вознаграждение ему будет дано за его намерение.
8. В хадисе указание на законность хиджры из стран ширка и неверию в страны Ислама, и на то, что это является одним из лучших видов поклонения, если оно будет ради лика Аллаха.
9. В хадисе указание на то, что нет греха на том, кто забыл или ошибся.
10. В хадисе указание на то, что тот, кто уверовал языком, а не сердцем, его иман внешний и не настоящий, и если он сделал свой ислам хорошим, это не делает его недействительным, как положение лицемеров.
11. В хадисе указание на важность заботы о делах сердец.
12. В хадисе указание на желательность увеличивать количество намерений в делах.
13. В хадисе указание на то, что если кто-то поклялся без намерения, его клятва не считается действительной.
14. В хадисе указание на то, что клятва должна соответствовать намерению того, кто просит поклясться.
15. В хадисе указание на запрет хитростей (хияль) в оставлении обязательств (уаджибат) или совершении грехов (мухаррамат). Как торговля «иъна», или «тауаррукъ» и тому подобное.
16. В хадисе указание на то, что людей следует судить по их внешним признакам, а Аллах сам разберется с тем, что у них в сердцах, так как о намерениях знает только Аллах. «Я также не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра. Аллаху лучше знать о том, что в их душах» (Худ 31).
17. В хадисе указание на то, что намерение входит во все разделы религии. И в этом опровержение ханафитам, которые говорят о том, что для омовения не нужно намерения.
18. В хадисе указание на то, что если один достойный доверия, находясь в каком-то маджлисе с джамаатом, рассказывает что-то об этом маджлисе из того, на что не возможно было не обратить внимания остальным и никто кроме него об этом не рассказывал, что это не как умаляет его правдивость. (Умар делал хутбу обращаясь к людям, но никто кроме Алькъамы это хадис не передал.) И это очень похоже на вопрос «зиядатсикъа».
19. В хадисе указание на использование общего, даже если причина была конкретной. И в этом указывание на то, что считаться следует с общностью слов (уъмум аль-ляфз), а не конкретизацией причины (хъусус ас-сабаб). (Хадис приведен из-за человека совершившего хиджру с целью жениться, однако в хадисе упомянуто мирское, для увеличения предостережения и отвращения).



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений - Хадис №2 (2)

Сообщение Саляфит » 21 янв 2015, 09:28

Хадис №2 (2)

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что /однажды/ аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания сего виска всегда лился пот».
Изображение
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на дозволенность обращаться к пророку словами: «О посланник Аллаха»
2. В хадисе указание на то, что сподвижники спрашивали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о смысле многих вещей, и он отвечал им.
3. В хадисе указание на дозволенность иногда спрашивать о том, за чем не следуют дела, однако с целью успокоения. «как приходят к тебе откровения?»
4. В хадисе указание на то, что спрашивать о чем-то, с целью успокоения не противоречит убежденности (якъын).
5. В хадисе указание на дозволенность сравнения с чем-то материальным и приведения примеров в донесении знаний.
6. В хадисе указание на дозволенность сравнивать что-то благое или похвальное с чем-то запретным или порицаемым, так как не является обязательным в сравнение то, что это сравнение со всех сторон, однако это сравнение относительное, т.е. только с какой-то одной стороны. «подобно звону колокола».
7. В хадисе указание на ту трудность, которую испытывал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время требования знаний. И в этом побуждение требующих знания к проявлению терпения на этом пути.
8. В хадисе указание на то, что те знания, которые приобретаются с трудностями, легко не забываются. И поэтому, следует стремится к знаниям, даже если они тяжело достаются.
9. В хадисе указание на заучивание знаний «и я усваиваю то, что он говорит» и побуждение к этому.
10. В хадисе указание на существование ангелов. И в этом опровержение безбожникам и атеистам неверующим в ангелов.
11. В хадисе указание на то, что ангелы могут превращаться в людей.
12. В хадисе указание на то, что то, что выходит из чистого тела является чистым, пока не придет довод указывающий на обратное. «со лба его всегда лился пот»
13. В хадисе указание на разнообразие путей обучения, и что это является тем, что укрепляет знания, и не приводят обучающегося к утомлению.
14. В хадисе указание на то, что откровения ниспосланные пророку, да благословите его Аллах и приветствует, охватывают все, что бы ему внушено как Коран, так и Сунна. Как говорил Хассан ибн Атыя: «Джибриль спускался к пророку с Сунной, так же как спускался к нему с Кораном».
15. В хадисе указание на то, что знамения снисходили к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в то время когда он находился со своими женами. И в этом указание на достоинство Айши, так как это было часто в ее присутствии.
16. В хадисе указание на этикет сподвижников с пророком, да благословите его Аллах и приветствует.
17. В хадисе указание на стремление сподвижников узнать побольше о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.
18. Пути передачи откровений (как это упомянуто в разных шариатских текстах):
- правдивый сон ;
- внушение ангелом в сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует (т.е. не видя этого ангела);
- приходил ангел в виде человека (хадис Джибриля);
- слышал что-то вроде звона колокола (как упомянуто в этом хадисе);
- видел ангела в настоящем виде и тот внушал ему (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его настоящем виде два раза);
- Аллах внушил ему сверху семи небес (исра и миърадж).



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений - Хадис №3 (3), Хадис №4 (4)

Сообщение Саляфит » 28 янв 2015, 17:42

Хадис №3 (3)

Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого видения во сне, а какой бы сон ему не снился, он обязательно происходил подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, - что выражалось в поклонении Аллаху - в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. /Это продолжалось до тех пор,/ пока ему (в версии: внезапно) не явилась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился [туда]ангел и велел: “Читай!” — на что он ответил: “Я не умею читать!”»/Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,/ сказал:«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — Щедрейший [Он научил посредством письменной трости. Научил человека тому, чего тот не знал.]”»/‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала/: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (в версии: плечи которого трепетали)/от страха/, вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хуайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, /и он оставался в подобном положении,/ пока страх его не прошёл, после чего он сказал: «Что со мной?» и сообщил ей обо всём [и сказал]: “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала[ему]: “Нет, нет! [радуйся и] клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, [и клянусь Аллахом] ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, [говоришь правду]помогаешь нести бремя /слабому/ и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к сыну своего дяди [брату ее отца] Уараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе[бнуКъусайю], который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия на иудйском, (в другой версии: письменность.арабов и выписывал из Евангелия на арабском) то, что было угодно Аллаху,и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “Осын моего дяди, выслушай своего племянника!” Уарака спросил его: “Оплемянник, что ты видишь?” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Уарака сказал: “Это ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод /в эти дни/ и мог дожить до того времени, когда народ твой изгонит тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Они изгонят меня?” Уарака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали (в версии: причиняли страдания), но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Уарака вскоре умер, а откровения временно прекратились»[И это расстроило, пророка, да благословит его Аллах и приветствует - как это до нас дошло1 - так сильно, что он даже хотел сбросить себя с верхушки горы. И когда он забирался на гору, чтоб сбросить себя, перед ним появлялся Джибриль и говорил: «О Мухаммад, поистине ты посланник настоящий Аллаха, и он успокаивался и возвращался. И если долго не приходило знамений /уахьи/, то он он отправлялся туда, и когда поднимался на вершину горы, к нему являлся Джибриль и повторял эти слова].
[Намус – обладатель секрета, который рассказывает о своем секрете кому-то, скрыто от других]

Хадис №4 (4)

И сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…”»А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.
Изображение
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что вещий сон является одной из 36 частей пророчества. Как об этом сказано в одной из версий этого хадиса.
2. В хадисе указание на благие нравы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до его пророчества и после..
3. В хадисе указание на то, что тот, кто прибегает искренно к Аллаху за помощью в поиске прямого пути, Аллах обязательно ему поможет и даст ему больше чем он желал. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто желал добра от этого уединения, ему было дано пророчество.)
4. В хадисе указание на величие положения хиджры.
5. В хадисе указание на достоинство иногда уединяться и сторонится людей. Однако это обусловлено тем, что человек не должен оставлять своих обязанностей. Во вторых это дозволено при наличии боязни за свою религию.
6. В хадисе указание на то, что оставлять на долгое времясемью, не является Сунной. И в этом опровержение джамаату «таблиг»
7. В хадисе указание на жалательность запасаться провизией тому, кто совершает иътикаф, если в мечети или рядом ней нет соответствующих условий.
8. В хадисе указание на то, что запас провизией не противоречит упованию.
9. В хадисе указание на оставление грехов и тех мест, где их совершают.
7. В хадисе указание на достоинство поиска и требования знаний и побуждение к этому
8. В хадисе указание на то, что знания должны предшествовать делам и словам
9. В хадисе побуждение к обучению письма, чтения и борьбе с невежеством.
10. В хадисе указание на то, что требующий знания не должен думать что знания, которые он приобрел, приобретает или приобретет, все это по причине его ума, сообразительности, феноменальной памяти и т.п. Все это только по милости Аллаха и с Его помощью. «“Читай с именем Господа твоего». Поэтому следует всегда прибегать в требовании знаний за помощью к Господу и после этого, благодарить Его за эту великую милость.
11. В хадисе указание на ту трудность, которую испытывал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время требования знаний.«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела» И в этом побуждение требующих знания к проявлению терпения и старанию на этом пути.
12. В хадисе указание на то, что требующий знания должен очистить свое сердце во время поиска знаний от всего того, что мешает ему, препятствует и отвлекает.
13. В хадисе указание на то, что знания следует брать от имамов этих знаний, которые знают Коран и Сунну. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брал знания у Джибриля, тот от Всевышнего Аллаха)
14. В хадисе указание на то, что ученый или учитель должен постоянно обращать внимание на внимательность студента, и если тот отвлекается, приводить его в чувства.
15. В хадисе указание на достоинство пера и важность письменной фиксации знаний. (Перо одно из первых созданий)
16. В хадисе указание на многократное повторение знаний.
17. В хадисе указание на то что учитель, который обучает детей Корану, если бьет, то не должен бить больше трех раз.
18. В хадисе указание на то, что по настоящему (аляхакикъа) учит Аллах.«Он научил посредством пера».
19. В хадисе указание на точто знания которые передавал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, это то, что внушал ему Аллах, и он не говорил по прихоти или от себя.
20. В хадисе указание на то что «басмаллях» следует произносить в начале чтения Корана.
21. В хадисе указание на то, какие аяты были ниспосланы первыми.
22. В хадисе указание на то, что разумная и праведная женщина является спокойствием для мужа и великим добром.И наоборот, указание на то, что та, жена, в которой муж находит спокойствие, нежность и понимания является праведной женой.
23. В хадисе указание на то, что следует успокоить того, кто чем-то напуган и также обрадовать его чем-то хорошим.
24. В хадисе указание на то, что не следует о чем-то спрашивать того, кто сильно испугался чего-то, пока он не успокоится.
25. В хадисе указание на дозволенность рассказывать мужу своей жене о том, чего он боится или о чём-то сугубо лишнем, однако при условии, что жена является разумной.
26. В хадисе указание на достоинство Хадиджы, ее красноречия и этикета с мужем.
27. В хадисе указание на служение жены мужу
28. В хадисе указание на помощь жены мужу в его поклонении, будь то в вопросахсвязанных с питанием, одеждой и тому подобному.
29. В хадисе указание на то, что тот, чье добро распространяется среди созданий Аллаха, такому обязательно будет оказана помощь со стороны Создателя, и он не будет унижен.
30. В хадисе указание на достоинства упомянутых качеств в хадисе:
- поддержка родственных уз,
- помощь слабым и неимущим,
- гостеприимство и помощь при невзгодах судьбы и т. д.
Важное замечание: Читая этот и подобные хадисы, мы не должны ограничиваться тем, что узнали, что это было качеством пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мы должны стараться быть похожими на него во всех этих качествах.
31. В хадисе указание начто тот, кто постоянно совершает благое будет обережен от всего плохого. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершение благих дел оберегает от плохого, болезни и гибели» (Сахих Аль-Джамиъ 3795)
32. В хадисе указание на важность спрашивать тех, кто обладает знанием. И это касается всех отрослей.
33. В хадисе указание на достоинство Уарака бин Науфаля.Пришло в достоверном хадисе: «Не ругайте Уаракъу, поистине я видел, что ему будет дан рай или два» (Сахиха 405)
34. В хадисе указание на дозволенность называть «двоюродным братом» и тому подобными словами того, кто на самым деле таким не является.
35. Дозволенность желать что-то невозможное ради помощи религии.
36. В хадисе указание на то, что хиджра становится обязательной только тогда, когда человека выгоняют из его дома или не дают исповедовать религию.
37. В хадисе указание на то,что религия всегда является чуждой.
38. В хадисе указание на оказание помощи и поддержку обладателей истины.
39. В хадисе указание на то, что заблудшие враждуют с обладателями истины.
40. В хадисе указание на то, что порядки Аллаха на земле, подобно отношения врагов Аллаха к приверженцам истины едины и не меняются. Враги истины всегда враждовали, враждуют и будут враждовать с приверженцами этой истины.
41. В хадисе указание на законность целовать голову ученому и что подобное действие относится к проявлению уважения. (В некоторых версиях хадиса сказано о том, что он поцеловал голову Уараке)
42. В хадисе указание на уважение к взрослому и к тому, кто выше положением.
43. В хадисе указание на освобождения себя от всех дел ради требования знаний
44. В хадисе указание на терпения трудностей на пути требования знаний
45. В хадисе указание на дозволенность хвалить человека в лицо, однако это дозволено при условии:
- нужды в этом
- если это не приведет того, кого хвалят к искушению
46. В хадисе указание на причины безопасности.
47. В хадисе опровержение секте «таблиг», ведь если бы кому-то внушалась истина без усердия и трудностей, то больше всех этого был бы достоин наш пророк, да благословите его Аллах и приветствует
48. В хадисе опровержение иудеям, которые враждуют с Джибрилем, мир ему.
49. В хадисе указание на запись Корана и Сунны и написание научных книг и их распространение.
50. В хадисе указание на законность переводить знания для того, чтобы приблизить смысл. Однако это обусловлено строгими условиями. Пророк, не приказывал в свое время переводить Коран на разные языки, но приказывал переводить что-то кому-то по мере нужды. Поэтому основа в том, что если человек хочет изучить Коран и Сунну, он должен изучать арабский язык.


Важные замечания:
Посещение пещеры Хира в надежде снискать баракат или ради поклонения и т.п. в наше время является новшеством. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не дозволено отправляться в /религиозное/ путешествие, кроме трех мечетей. Мечеть Харам, мечеть Аль-Акса и эта мечеть (т.е. мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». аль-Бухари,1189. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время своего пророчества ни разу не посетил эту мечеть.
___________________
1Это слова Ибн Шихаба Аз-Зухри.



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений - Хадис №5 (5)

Сообщение Саляфит » 06 фев 2015, 09:42

Хадис №5 (5)
Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: «Не шевели языком своим, /повторяя его,/ чтобы ускорить это…», Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда к нему приходил Джибрил с откровениями, он /пророк/ шевелил языком и губами [и Суфьян описал это тем, что: он желал запомнить его][он боялся что забудет его] и всегда испытывал напряжение /во время ниспослания откровений/, что было видно по нему». [Ибн ‘Аббас сказал: «И я пошевелю губами так же, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» Саъид говорил: «И я пошевелю губами так же, как делал это Ибн Аббас». И шевелил губами]. /Ибн ‘Аббас сказал/: «И Аллах Всевышний ниспослал айят «Клянусь Днем воскресения!», /в которых говорилось/: “Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочесть его». /Ибн ‘Аббас/ сказал: «/Это значит:/ собрать его для тебя в твоём сердце таки прочесть его» чтобы ты читал его». “А когда Мы прочитаем его, /Ибн ‘Аббас/ сказал: «Ему было ниспослано: «следуй его чтению», /Ибн ‘Аббас/ сказал: «(Это значит:) Когда мы его ниспошлемслушай его молча». «Далее, поистине, надлежит Нам разъяснить его». /«Это значит:/Мы должны разъяснить его твоим языком. /Ибн ‘Аббас/ сказал: «[И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует], всегда выслушивал Джибрила, когда тот являлся к нему, а после того как Джибрил уходил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал его/т.е. Корана/ так как обещал Аллах. (в версии: «также, как читал их он»)
Изображение
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на стремление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выучить то, что ему внушалось из знаний.
2. В хадисе указание на боязнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, допустить упущение в донесении тех знаний, которые ему внушались.
3. В хадисе указание на достоинство спокойствие и порицание торопливости.
4. В хадисе указание на то, что требующему знания следует стремиться ко всем причинами помогающим заучивать и повторять данные ему знания. И привсе этом он не должен забывать уповать на Аллаха и отказываться от своих сил и мощи взывая к Нему о помощи.
5. В хадисе указание на то, что настоящие знания — это знания Корана и Сунны
6. В хадисе указание на то, что Всевышний обязал себя сохранить Свою религию. Он сохранил Коран, как его произношение, так и его смысл. И также сохранил Сунну, как ее слова, так и ее смысл.
7. В хадисе указание на обязательность слушать Коран и Сунну с намерением извлечь из них
пользу.
8. В хадисе указание на стремление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выполнить свою пророческую миссию самым наилучшим образом.
9. В хадисе указание на достоинство Джибриля.
10. В хадисе указание на то, что учителю желательно демонстрировать некоторые знания на действиях, ибо это является одной из причин укрепления знаний в разуме обучающегося.
11. В хадисе указание на некоторые виды этикета обучающегося в маджлисе знаний.
12. В хадисе указание на то, что знания следует брать от ученых, особенно Коран, из уст в уста.
13. В хадисе указание на дозволенность откладывать разъяснение чего-то до того, пока в этом не появится нужда. Но ни в коем случае не откладывать их на потом, во время нужды.



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений - Хадис №6 (6)

Сообщение Саляфит » 06 фев 2015, 10:55

Хадис №6 (6)

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей[на добро], а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил, мир ему. Во время [месяца]Рамадана [до его окончания] он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, [в те дни, когда он встречался с Джибрилем] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более щедр на всё благое, чем вольный ветер»
Изображение
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на достоинство нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2. В хадисе указание на то, что наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует.самый щедрый из людей.
3. В хадисе побуждение быть щедрым во всём (имущество, время, усердие, душа) и во все времена.
4. В хадисе побуждение быть щедрее в месяц Рамадан.
5. В хадисе побуждение посещать праведников.
6. В хадисе указание на то дозволенность делать посещение многократным, если на то, есть шариатская причина.
7. В хадисе указание на дозволенность приходить шейху в дом своего ученика для обучения, если ученик не может прийти к шейху.
8. В хадисе побуждение к совместному изучению и повторению знаний каждый день.
9. В хадисе побуждение постоянно читать Коран, особенно в месяц Рамадан.
10. В хадисе указание на то на дозволенность говорить слово «Рамадан» не используя слово «месяц». В некоторых книгах по мазхабам говориться о нежелательности подобного.
11. В хадисе указание на то, что начало ниспослания Корана было в месяц Рамадан. И по этой причине имам Аль-Бухари привел этот хадис в главе: «О начале откровений»



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45

Книга 1. Начало откровений - Хадис №7 (7)

Сообщение Саляфит » 10 фев 2015, 14:22

Хадис №7 (7)
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал Къасару, призывая его к Исламу. И послал ему это письмо с Дихья Аль-Кальби. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему отдать это /письмо/ правителю Бусры, чтобы тот, передал его Къасару.
Что касается Къасара, то когда Аллах избавил его от армии персов, прошел пешком от Химса до Илии пешком, в знак благодарности Аллаху, за ту милость которую Он ему оказал. И когда до Къайсара дошло письмо посланника Аллаха, он сказал прочитав его: «Найдите мне кого-нибудь из его народа, чтоб я узнал у него о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Абдуллаха бин ‘Аббас сказал: «Абу Суфйан бин Харб, да будет доволен им Аллах, сообщил ему [из уст в уста] о том, что когда они занимались торговыми делами в Шаме, и это было в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие с неверующими курайшитами. Их нашел посланник Къасара в одном из райновШама, и отправился с ним и его товарищами в вИлийу. Нас завели к нему, [в его маджлис], где он сидел на своем троне, с короной /на голове/ находясь в окружении знатных людей Рума. [Он посадил нас перед собой], [затем подозвал к себе их и своего толмача], и сказал своему толмачу: «Спроси у них: «Кто из вас приходится самым близким родственником человеку, утверждающему, что он — пророк?»
Абу Cуфйан сказал: — Я ответил: «Самым близким из них к нему являюсь я». Я сказал: «Он сын моего дяди». И в этот день в караване не было никого из племени АбдуМанаф кроме меня». Къасар сказал: «Подойди поближе ко мне» И приказал, чтобы моих товарищей поставили у меня за спиной, рядом с моим плечом», и велел своему толмачу: «Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, который возомнил что он пророк, и если он солжёт мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом мои товарищи станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду! Однако я постеснялся того, что они расскажут о том, что я лгал, поэтому говорил правду. Затем [первое о чем он меня спросил] сказал своему толмачу: «Спроси у него: «Каково его происхождение среди вас?» Я ответил: «Он среди нас благородного происхождения».
Он спросил: «Заявлял ли кто-нибудь из вас [когда-нибудь] нечто подобное раньше?» Я ответил: «Нет».
Он спросил: «Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом?» Я ответил: «Нет».
Он спросил: «Был ли кто-нибудь из его предков правителем?» Я ответил: «Нет».
Он спросил: «А кто следует за ним, знатные люди или простые?» Я ответил: «Скорее простые».
Он спросил: «Число их увеличивается или уменьшается?» Я ответил: «Увеличивается».
Он спросил: «А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?» Я ответил: «Нет».
Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?» Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы боимся что он поступит вероломно (в версии: и мы не знаем, что он будет делать)», Абу Суфяьн сказал: «И больше ничего не смог добавить к сказанному, чтобы этим умалить его достоинство, не боясь того, что это могут передать от меня.
Он спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним и ему с вами?» Я ответил: «Да».
Он спросил: «И чем же заканчивались его и ваши сражения?» Я ответил: «Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас и мы побеждали его (в версии: то он нас обижал, то мы его обижали)». Он спросил: «Что он велит вам делать?» Я ответил: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, чему поклонялись наши предки (в версии: говорили ваши предки), и ещё он велит нам молиться, давать милостыню (в версии: говорить правду), быть целомудренными и [поддерживать связи с родственниками]», выполнять договора, и отдавать отданное на хранение.
Тогда он велел толмачу сказать мне: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда (истинная) вера проникает в сердца. Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя, приходилось ли вам сражаться с ним и ему с вами, и ты ответил, что так и было и что война между вами шла с переменным успехом: он побеждал вас и вы побеждали его. Вот также и посланники, бывают испытаны. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним. Запрещает вам поклоняться тому, чему поклонялись ваши отцы, и велит вам молиться, давать милостыню (в версии: говорить правду), и быть целомудренными, выполнять договора, и отдавать отданное на хранение, и это качество пророка. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вас. И если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»
Абу Суфьян сказал: «А потом он потребовал подать себе послание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которым Дихйа был направлен к наместнику Бусры, и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее:
— C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума. Мир тому, кто следует правильным путём. А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян! И /я скажу тебе то, что сказал Аллах/: «Ообладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы — предавшиеся”».
Абу Суфйан сказал: «Когда /Ираклий/ закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялись крики знати Рума, и я не понял что они говорили, и было приказано вывести нас /оттуда/. И после того, как я вышел со своими товарищами и уединился с ними, я им сказал: “Ибн Абу Кабша стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бану-ль-асфар!” И клянусь Аллахом, я был униженным и убежденным в том, что он одержит верх, а пока Аллах не ввел в мое сердце Ислам, хоть я этого и не хотел»
[/Передатчик этого хадиса сказал/: «Ибн ан-Натур был наместником Илийи, а Ираклий являлся епископом христиан Шама. /Ибн ан-Натур/сообщает, что однажды, прибыв в Илийу, Ираклий проснулся утром в столь дурном расположении духа, что некоторые изегопатрикиев даже сказали ему: “Нам не нравится твой вид!”»
Ибн ан-Натур сказал: «Ираклий же был прорицателем и астрологом и сказал им в ответ на их вопросы /о причине его дурного настроения/: “Наблюдая за звёздами этой ночью, я увидел, что владыка /совершающих/ обрезание одержал победу, /и я хочу знать,/ кто из людей делает обрезание?” Ему ответили: “Никто, кроме иудеев, но они не должны беспокоить тебя. Направь послания в разные города твоего царства, чтобы там перебили всех иудеев!”
Между тем к Ираклию привели человека, которого послал к нему правитель из числа гассанидов, чтобы передать с ним известия о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Расспросив гонца, Ираклий велел (своим слугам): “Пойдите и проверьте, обрезан он или нет”. Они осмотрели /гонца/ и доложили Ираклию, что тот обрезан, и тогда Ираклий стал расспрашивать его об арабах. /Гонец/ сказал: “Они /тоже/ делают обрезание”. /Выслушав его,/ Ираклий сказал: “/Теперь/ выяснилось, что владыка этой общины победил!”

А затем Ираклий написал письмо в Румийу своему другу, который обладал такими же познаниями, как и он сам, после чего отправился в Химс и не покидал этого города до тех пор, пока не получил от своего друга ответное послание, в котором тот писал, что разделяет мнение Ираклия о появлении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и о том, что (он действительно является) пророком. После этого Ираклий призвал знатных людей Рума явиться в его дворец в Химсе, когда же они собрались, велел запереть ворота. Затем он вышел (к ним) и сказал: “О византийцы! Если вы хотите преуспеть и встать на путь истинный и желаете, чтобы ваше царство устояло, присягните этому пророку!” /Услышав эти слова,/ они, подобно диким ослам, бросились к воротам, но обнаружили, что ворота заперты. Поняв, что им ненавистны /его слова/ и потеряв надежду на то, что они уверуют, /Ираклий/ велел: “Приведите их ко мне!” — /а когда те вернулись/, он сказал: “Поистине, я говорил это только для того, чтобы проверить силу вашей приверженности к вашей религии, а теперь я убедился в /этом/[увидел то, что мне любимо]!” И тогда они склонились перед /Ираклием/ до земли, ибо остались довольны им, и это было последним, что связывало Ираклия /с Исламской религией/]»
Изображение
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что Ислам не является условием ношения (тахммуль) хадиса. Однако он является условием при передачи хадиса. Т.е. все о чем говорится в хадисе, рассказывается со слов Абу Суфьяна, да будет доволен им Аллах. И на тот, момент он не был мусульманином, но хадис он передал уже будучи мусульманином.
2. В хадисе указание на то, что термин мухаддисов (хадисоведов) «ахбарана» (сообщил нам) использовали сподвижники. Т.е. мухаддисы ничего от себя не придумывали, и во всем опирались на придания.
3. В хадисе указание на дозволенность заключать мирные договора с многобожниками, если в этом есть польза, даже если этот договор будет бессрочным. И на то, что мирные договора, войны и т.п. вещи являются прерогативой правителя. Также указание на то, что мир и безопасность должны быть на основе Ислама: «Прими Ислам, и ты спасёшься»
4. В хадисе указание на положение Абу Суфьяна, да будет доволен им Аллах.
5. В хадисе указание на сообразительность и проницательность Хиракля. Однако они не принесли ему пользы.
6. В хадисе указание на порицание лжи и указание на ее скверность даже у многобожников того времени. И в этом опровержение секте «ихванмуслимин» которые являются самыми лживыми людьми.
7. В хадисе указание на то, что во времена джихилии многобожники имели похвальные качества, несмотря на их многобожие.
8. В хадисе указание на то, что почетная родословная имеет влияние в принятии призыва. И указание на достоинство почетной родословной если ей сопутствует Ислам.
9. В хадисе указание на то, что наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан тогда, когда не было на земле пророков.
10. В хадисе указание на то, что приверженцы истины слабы и бедны, но Всевышний Аллах возвеличивает их Кораном и Сунной и дает победу над их врагом шариатом единобожия.
11. В хадисе указание на то, что тот, кто вкусил сладость веры, не возвращается к неверию.От сюда следует, что вероотступничество может быть в начале Ислама, до того, как человек вкусил сладость веры.

Примечание:
Для того, чтобы сохранить религию человеку вошедший в Ислам следует:
Во-первых благодарить Аллаха за эту великую милость
Во-вторых просить Аллаха укрепить его на этой религии.
12. В хадисе указание на порицание вероломства, даже в отношении неверующих и многобожников.
13. В хадисе указание на те, благие нравы, которыми был описан пророк, да благословите его Аллах и приветствует.
14. В хадисе указание на то, что первое с чего следует начинать в призыве - это единобожие.
15. В хадисе указание на обязательность единобожия и запрет многобожия.
16. В хадисе указание на важность благих нравов.
17. В хадисе указание на то, что первый джихадом, должен быть джихад с душой а не с врагами из числа неверующих.
18. В хадисе указание на то, что приверженцы истины и Сунны не ограничиваются тем, что они сами встали на прямой путь. Однако они усердствуют в призыве людей к этой истине, убеждениям, шариатским положениям, нравам и т.д., и не ограничиваются призывом к части религии, на которую люди обращают внимание, и не останавливаются на этом пути, пока религия не будет полностью принадлежать Аллаху.
19. В хадисе указание на то, что люди писания знали и знают о нашем пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует.
20. В хадисе побуждение к требованию знаний и на желательность отправляться в путь ради знаний.
21. В хадисе указание на достоинство службы обладателям знаний.
22. В хадисе указание на законность переписки правителя мусульман с правителями неверующих.
23. В хадисе указание на запрет и порицания слепого фанатичного следования (таклид) за отцами, шейхами, мазхабами и т.п.
24. В хадисе указание на то, что сунной в написании писем является то, что имя посылающего указывается перед именем того, кому оно адресовано.
25. В хадисе указание на дозволенность обращаться к правителям неверующих со словами, в которых содержится хвала. Однако это обусловлено тем, чтобы эта хвала была истиной и чтобы в этом была польза.
26. В хадисе указание на то, что многобожника нельзя изначально приветствовать салямом, если только это не будет обусловлено Исламом. Т.е. «Салям тому, кто следует правильным путём»
27. В хадисе указание на то, что является Сунной говорить слова: «аммабаъд» (а затем)
28. В хадисе указание на то, что не является Сунной прибегать к Аллаху словами (АузубилЛяхи мин-аш-шайтан ар-раджим) при чтении аятов в качестве довода (макъам аль-истишхад).
29. В хадисе указание на то, что призывающий должен призывать людей к тому, к чему их призывает Ислам, а ни к тому, что он считает правильным.
30. В хадисе указание на то, что первой обязанностью рабов является единобожие.
31. В хадисе указание на то, что безопасность и прямой путь даются только единобожинкам.
32. В хадисе указание на то, что каждый кто является причиной отведения кого-то от прямого пути, несет грех тех, кто за ним последовал и наоборот.
33. В хадисе указание на то, что послание каких-то аятов из Корана в письмах неверующим не противоречит запрету пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ехать на землю врага с Кораном. Так как упоминание аятов в письмах и т.п. не имеют положения Корана.
34. В хадисе указание на то, что основой в призыве людей должны быть Коран и Сунна. То есть большей частью слов призывающего к Исламу должны быть Коран и Сунна а не истории и т.п., не говоря уже о призыве Евангелием или Библией.
35. В хадисе указание на то, что приверженцам Истины не вредит тот, кто им противоречит.
36. В хадисе наисильнейшее опровержение тем, кто заявляет о том, что первое, что надо исправить это правителей или богатых, а люди сами последуют за ними.
37. В хадисе указание на то, что приверженцы Истины и Сунны имеют почет и уважение и их боятся, даже если они не имеют силы или оружия. Достаточно того, что слух о них доходит до кого-то или если кто-то начинает слушать их уроки или читать их книги и почитать их и боятся.
38. В хадисе указание на то, что приверженцы Сунны и Истины имеют свет (Нур)
39. В хадисе указание на то, что предсказатель может сказать истину, однако несмотря на это, подобное является ширком.
40. В хадисе указание на достоинство обрезания (хитан) и на то, что он является одним из обрядов мусульман.
41. В хадисе указание на важность остерегаться плохого окружения.
42. В хадисе указание на то, что указание и радостные вести о приходе нашего пророка, пришли со всех сторон и на языке всех течений.
43. В хадисе указание на то, что об истине свидетельствуют даже враги.
44. В хадисе указание на дозволенность приписывать человеку себя к одному из своих дедов.
45. В хадисе указание на то, истина принимается даже от неверующего.
46. В хадисе указание на дозволенность ехать в страны неверных при наличии шариатской цели.
47. В хадисе указание на то, что падать ниц перед учеными является уподоблением неверующим.
48. В хадисе указание на то, что Хиракль умер на многобожии.
49. В хадисе указание на то, что в имане не достаточно только познания (маърифа) и подтверждения (тасъдикъ), пока не будет согласия (икърар) и произношения свидетельства языком (при наличии возможности).
50. В хадисе указание на то, что власть и высокое положение могут быть причиной отклонения от прямого пути.
51. В хадисе указание на то, что нет проблем в том, что неверующий прикоснется к чему-то из хадисов или некоторым аятам из Корана, однако прикасаться к Корану ему запрещено.
52. В хадисе указание на то, дозволенность читать что-то из Корана тому, кто находится в большом осквернении (джунуб)
53. В хадисе указание на желательность начинать в письмах и книгах со слов «Бисмиллях» (С именем Аллаха)
54. В хадисе указание на то, что сначала следует призывать многобожников к Исламу, прежде чем начинать воевать с ними.
55. В хадисе опровержение секте «хизб тахрир» и указание на принятия сообщения «хабаруахид» сообщения одного или небольшого количества людей вопросов акиды.
56. В хадисе указание на желательность красноречия и краткости.
57. В хадисе указание на желательность объединять в призыве между угрозой и побуждением (таргиб уа тархиб)
58. В хадисе указание на то, что христиан следует называть «насара» а не «масихиун»
59. В хадисе указание на дозволенность использовать слово «малик» царь, король, правитель и т.п. в отношении людей.
60. В хадисе указание на дозволенность смотреть на аурат (срамные места) при наличии нужды.
61. В хадисе указание на желательность давать мусульманам общую присягу своему правителю и что это является обязательным для тех, кто окружает его.
62. В хадисе указание на то, что тот, кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь.
Изображение
КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ



Ответить

Вернуться в «Мухтасар Аль-Бухари»